Вреден ли телевизор для детского зрения

7 важнейших цитат детского офтальмолога о близорукости, гаджетах и чернике – Телеканал «О!»

Вреден ли телевизор для детского зрения

В последнее время «О!» все чаще получает от мам и пап вопросы о влиянии телевизора и гаджетов на детское зрение.

Причина для беспокойства существует: детей с различными патологиями зрения становится все больше.

Но виноваты ли в этом современные технологии? Об этом «О!» решил узнать у детского офтальмолога клиники «Фэнтези» Клавдии Ермошкиной, специалиста, работающего исключительно в рамках доказательной медицины.

Клавдия Ермошкина, детский офтальмолог клиники «Фэнтези»

Гаджеты не портят зрение

В патологии зрения у детей важнейшую роль играют вовсе не гаджеты — их можно назвать особенностью прогресса современного мира, главное здесь — образ жизни ребенка и его генетические особенности.

Длительная работа на близком расстоянии — один из факторов, влияющих на возникновение и прогрессирование близорукости, но ведь вблизи ребенок смотрит не только в телефон или планшет, а еще и в книгу или в тетрадь с домашним заданием.

Вам интересно будет узнать, что за последние пять лет появились исследования, которые говорят, что причиной развития миопии у детей является недостаток дневного света! Он замедляет рост глазного яблока в аксиальном направлении, то есть глаз быстрее растет в длину. Представьте себе, всего лишь один лишний миллиметр — это уже миопия. Естественный свет регулирует рост глазного яблока в правильном направлении и препятствует быстрому скачку роста.

Телевизор можно смотреть сколько угодно

С точки зрения офтальмологии смотреть телевизор можно абсолютно в любом возрасте, хоть прямо с рождения. В отличие от планшетов и телефонов, здесь не так важно, есть у ребенка миопия или нет — оснований ограничивать телесмотрение у офтальмологов нет, единственное «но»: людям с близорукостью мы рекомендуем делать это в очках.

В современной офтальмологии не существует никакой обоснованной статистики по этому вопросу, а рекомендации относительно времени, проведенного ребенком перед экраном, в большинстве случаев не основываются на данных каких-либо исследований. Обосновать вред телевизора для зрения вообще достаточно сложно, так как убедительных данных нет. Однако это не отменяет того, что другие специалисты по своим соображениям могут давать иные рекомендации.

Также никакого особенного значения не имеет и диагональ экрана, и уж тем более от нее не зависит, на каком расстоянии от телевизора нужно находиться во время просмотра.

В идеале любой телевизор должен располагаться дальше трех метров от глаза.

А с планшетами, телефонами и другими гаджетами лучше всего работать на расстоянии согнутой руки, причем рекомендация применима как ко взрослым, так и к детям. То же самое касается книг.

Играть в планшет или телефон можно хоть с рождения

Так же, как и с телеэкраном, здесь главную роль играет не возраст, а показатель рефракции (преломляющей системы, которая отражает способность глаза видеть). Если окулиста ничего не настораживает, а показатели рефракции находятся в пределах возрастной нормы, у ребенка нет близорукости, то возраст — это не противопоказание к использованию гаджетов.

Бывают такие ситуации, когда мы даже рекомендуем родителям побольше давать детям телефоны, книги и планшеты именно для нагрузки на близь, например, в случае избыточной дальнозоркости у ребенка. При таком диагнозе работа на близком расстоянии помогает избавиться от лишнего «плюса».

Близорукость может проявиться в любом возрасте

Окулист наблюдает ребенка с месячного возраста. На первом осмотре мы обычно исключаем какую-либо врожденную патологию, препятствующую нормальному развитию зрения.

Как правило, осмотр в месяц очень короткий, а в следующий раз мы ждем пациента уже в год.

В этом возрасте мы закапываем в глаз капли, расширяющие зрачок, смотрим цифры рефракции и получаем представление о развитии зрения у ребенка.

Если ни в месяц, ни в год никаких патологий не обнаружено, это, к сожалению, не значит, что и дальше все будет хорошо. Один из важнейших факторов, влияющих на развитие близорукости, — это наследственность.

Вероятность, что родители с высокой степенью миопии передадут эту патологию ребенку, очень высока, но все же это не 100%. Есть совершенно здоровые дети, родители которых являются близорукими. Но надо учитывать, что миопия может проявиться и во взрослом возрасте, а детские офтальмологи наблюдают пациентов только до 18 лет.

Ограничивать гаджеты нужно только в том случае, если есть патология

Если на очередном осмотре офтальмолог обнаружил миопию, то, как часть комплекса мер по замедлению ее прогрессии, мы рекомендуем минимизировать работу на близком расстоянии и увеличить время прогулок на свежем воздухе.

Хорошо бы проводить не менее часа в день на улице.

Были проведены исследования, подтверждающие, что увеличение времени прогулок и экспозиции естественного дневного света может быть тактикой лечения и лучшей профилактикой прогрессирующей миопии.

Смотреть мультики в машине, читать лежа и в темноте можно

Эта информация обычно шокирует родителей, но офтальмологи не запрещают смотреть мультики или читать книгу в машине. Все это можно делать, для глаз это не вредно. А еще можно играть в планшет в темноте. И даже лежа.

Раньше был другой подход, а сейчас мы опираемся на доказательную медицину, она представляет собой не просто выводы, а данные, основанные на независимых исследованиях.

Гимнастика для глаз не улучшает зрение

К сожалению, у меня есть еще несколько фактов, которые могут вас расстроить. Ни гимнастика, ни аппаратное лечение, которое так часто назначают детям, не имеют никакой доказанной эффективности.

Не улучшают зрение ни черника, ни морковка. И то, и другое, несомненно, очень вкусно и полезно, но к глазам абсолютно никакого отношения не имеет.

Стереотипы о зрении очень глубоко засели к нам в голову, мне часто встречаются родители, которые просто не хотят тратить время на то, чтобы вникнуть в проблему и понять, как ее лучше решить. Ведь всегда проще накормить ребенка морковкой и отобрать планшет, чем провести с ним два часа на улице.

TierneyMJ/NadyaEugene/Subbotina Anna/Shutterstock.com

здоровьеполезные советытелевидениеразвитие

Источник: //www.kanal-o.ru/news/10122

Как телевизор влияет на зрение ребенка

Вреден ли телевизор для детского зрения

Современные дети не представляют своей жизни без использования таких увлекательных гаджетов, как телевизор, компьютер или телефон. Их уже не интересует простая статичная картинка.

Движущееся изображение, музыкальное сопровождения, быстрая смена событий – приоритеты в выборе развлечений с самого раннего возраста. Малыш моментально затихает и увлеченно наблюдает за происходящими на экране событиями.

Как бы не заботились любящие родители о здоровье глаз своего малыша, им приходится смириться с подобными интересами крохи. Такой способ времяпрепровождения развивает усидчивость и внимательность у детей. Но также оказывают и вредное влияние на растущий организм. Об этом нужно поговорить подробнее.

Чем вреден телевизор

Со времен появления телевизоров в каждой семье медицинские работники не перестают изучать влияние этого предмета на здоровье человека, особенно когда речь идет о детях, чьё развитие пребывает на самых начальных стадиях.

Телевизор воздействует на малыша таким образом:

— раздражает его нервную систему; — вызывает перевозбуждение малыша, что приводит к нарушению сна; — способствует снижению двигательной активности;

— пагубно влияет на зрение ребенка.

Воздействие телевизора на грудных детей

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рождение малыша не является поводом для того, чтобы родители отказывались от своих повседневных привычек. И в присутствии крохи телевизор в комнате работает долгое время.

Часто он же служит и средством успокоения малыша. Иногда родители считают, что их чадо не должно привыкать к тишине и таким образом тренируют новорожденного.

Игнорируемый при этом фактор воздействия излучения на хрупкий организм может вызвать ряд серьёзных проблем со здоровьем малыша в недалеком будущем.

Телевизор и зрение

Родители согласны с результатами медицинских исследований о вреде просмотра телевизора их детьми. Особые проблемы возникают со зрением. Часто будущий первоклассник вынужден надевать корректирующие зрение очки, чтобы иметь возможность полноценно учиться. Ведь в школьные годы нагрузка на органы зрения значительно взрастает.

Советы медиков

Заботясь о сохранении детского здоровья, врачи рекомендуют заботливым родителям придерживаться следующих правил общения детей с телеэкраном:

— малышам до достижения двухлетнего возраста полностью запрещено смотреть телевизор; — с двух лет телепросмотр тщательно регламентировать;

— чередовать этот сидячий вид детской деятельности с прогулками на свежем воздухе и активными играми со сверстниками или родителями.

Соблюдение таких нехитрых правил позволит сберечь зрение ребенка на долгие годы. Достичь этого несложно, нужна систематическая целенаправленная работа над этим вопросом. Главное, не оставлять малыша без контроля на долгое время. Ведь тогда этот не самый полезный способ времяпрепровождения войдет в привычку и будет все более пагубно влиять на здоровье малыша.

Как формируется зрительная система ребенка

Научно доказано, что до четырехлетнего возраста зрение детей характеризуется дальнозоркостью. Этому есть многочисленные подтверждения. У ребят постарше ситуация изменяется. И в случае снижения зрения активно начинает развиваться такое заболевание, как близорукость.

Ведь для наблюдения за событиями, быстро развивающимися на экране, малышу необходимо напрягать недостаточно развитые глазные мышцы.

Учитывая тот момент, что это далеко не единственный вид деятельности ребенка, который требует нагрузок на зрение, родителям следует отнестись к этому вопросу серьёзно.

Профилактика детского зрения

Если не следить за временем просмотра ребенком телевизора, у малыша может быстрыми темпами снижаться зрение и развиваться такое заболевание, как близорукость.

Поэтому следует принимать срочные меры, если у детей возникают перечисленные здесь симптомы:

— чувство дискомфорта в области глаз; — резь в глазах, их покраснение; — если глаза начинают непроизвольно слезиться;

— головные боли.

Помимо полного отказа от просмотра телевизора, важно обратиться к услугам квалифицированного офтальмолога, который подберет необходимые лекарственные средства для восстановления ослабленной глазной среды. Не стоит игнорировать подобные советы, чтобы не лечить в недалеком будущем более серьёзные заболевания зрения ребенка.

Вам может быть интересно  Полезные свойства рыбьего жира

Как максимально обезопасить это детское увлечение

Для того, чтобы просмотр любимых телепередач крохи оказывал минимальное влияние на активно развивающуюся зрительную систему, достаточно придерживаться простых советов:

— не допускать полной темноты в помещении, где происходит сеанс, добавлять слабые ночники или торшеры для освещения; — контролировать позу ребенка – это должно быть сидячее положение; — телеэкран должен стоять прямо перед малышом на расстоянии не менее трех метров, не разрешается просмотр сбоку в связи с угрозой развития такого недостатка зрения, как косоглазие. — время телесеансов для ребенка, которому не исполнилось 7 лет, ограничено до полутора часов;

— в старшем возрасте во время просмотра телевизора нужно делать перерывы в течение каждого часа продолжительностью в 10-15 минут каждый.

Полезные советы заботливым родителям

И конечно же, чтобы уберечь зрение малыша, а также активно влиять на его развитие и воспитание, современные родители не должны забывать о соблюдении золотого правила. Никакой гаджет не сможет заменить ребенку живого теплого общения с родными людьми.

Пока малыш ищет вашего общества, слушает ваши сказки, стишки, интересные истории, играет с родителями в подвижные или логические развивающие игры – его детство проходит максимально полезно и насыщенно. Не допускайте, чтобы все эти прекрасные моменты заслонил собою холодный экран. Дорожите быстротечными моментами детства, семейными радостями от каждодневного общения.

Пусть дети берут положительный пример от своих родителей, а не копируют не всегда удачные моменты поведения телегероев.

Источник: //about-vision.ru/zrenie-rebenka-i-televizor-mozhno-li-detyam-smotret-televizor/

Вред телевизора для детей │ исследования │ здоровье

Вреден ли телевизор для детского зрения

Вред телевизора для детей заключается в его не­га­тив­ном вли­я­нии на раз­ви­тие мозга [1]. Хотя это может быть и не не­пос­ред­с­т­вен­ный эф­фект.

Пос­коль­ку дети, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед эк­ра­ном те­ле­ви­зо­ра с ран­не­го дет­с­т­ва, менее под­виж­ны и не так об­щи­тель­ны [2]. А фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [3] и со­ци­а­ли­за­ция [4] по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се раз­ви­тия ре­бён­ка.

Вот по­че­му ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать тре­ни­ров­ки для де­тей. Ведь они по­мо­га­ют, как нор­ма­ли­зо­вать дви­га­тель­ную ак­тив­ность ре­бён­ка, так и помочь ему со­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся.

Но вред те­ле­ви­зо­ра для детей может про­яв­лять­ся и в на­ру­ше­нии сна‒бодр­с­т­во­ва­ния. Пос­коль­ку си­ний свет мешает за­сы­пать. По­э­то­му перед сном те­ле­ви­зор не стоит смот­реть со­вер­шен­но точ­но!

На самом деле, вред телевизора про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в случае с деть­ми, но и в случае с по­жи­лы­ми людьми. Таким об­ра­зом, 28 фев­ра­ля 2019 года было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния те­ле­ви­зо­ра на по­жи­лых людей [5].

И ока­за­лось, что прос­мотр те­ле­ви­зо­ра более 3,5 часов в сутки не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся и на их ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тях. Прав­да, ис­сле­до­ва­те­ли под­чёр­ки­ва­ют, что этот эф­фект может быть обус­лов­лен си­дя­чим и более уеди­нён­ным об­ра­зом жизни.

При этом чрез­мер­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед те­ле­ви­зо­ром может быть не при­чи­ной, а след­с­т­ви­ем. То есть у людей ухуд­ша­ют­ся ког­ни­тив­ные фун­к­ции, и, как след­с­т­вие, они на­чи­на­ют боль­ше смот­реть те­ле­ви­зор.

Из всего сказанного выше следует сделать вы­вод, что про­во­дить перед те­ле­ви­зо­ром более 3-х часов в день не сле­ду­ет. Как не сле­ду­ет вести и уеди­нён­ный или си­дя­чий образ жизни. При этом стоит за­ме­тить, что ком­пью­тер­ные иг­ры, в от­но­ше­нии вли­я­ния на ког­ни­тив­ные фун­к­ции, по­ка­зы­ва­ют менее од­но­знач­ные ре­зуль­та­ты.

Пос­коль­ку в по­жи­лом воз­рас­те они могут быть даже по­лез­ны. А в дет­с­т­ве и юно­шест­ве в уме­рен­ном ко­ли­чест­ве спо­соб­с­т­во­вать раз­ви­тию не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных фун­к­ций. При этом боль­шое зна­че­ние ещё имеет диета [6], [7]. По­э­то­му ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на дет­с­кую ди­е­ту, ди­е­ту для муж­чин и ди­е­ту для жен­щин.

Ведь они мо­гут быть по­лез­ны!

Вред телевизора

Вред телевизора для детей и под­рост­ков может также про­яв­лять­ся и в плохом пи­ще­вом по­ве­де­нии [8]. Пос­коль­ку люди, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед те­ле­ви­зо­ром, не­ред­ко за­е­да­ют его прос­мотр чип­са­ми, бул­ка­ми и про­чи­ми фаст­фу­да­ми. И это, не го­во­ря о том, что такое по­ве­де­ние ещё и соп­ро­вож­да­ет­ся си­дя­чим об­ра­зом жизни.

След­с­т­ви­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ат­ро­фия ми­то­хонд­рий. А зна­че­ние ми­то­хонд­рий пе­ре­о­це­нить край­не сложно! Пос­коль­ку эти кле­точ­ные ор­га­нел­лы яв­ля­ют­ся ос­нов­ным анти­ок­си­дан­том. В то время как ок­си­да­тив­ный стресс не­га­тив­но вли­я­ет на сос­то­я­ние нер­в­ной сис­те­мы [9].

Таким об­ра­зом, спо­соб­с­т­вуя раз­ви­тию пси­хо­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний [10].

Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпи­де­мии тре­вож­ных рас­стройств [11]. И ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют прямую кор­ре­ля­цию между время­пре­про­вож­де­ни­ем перед те­ле­ви­зо­ром и раз­ви­ти­ем за­бо­ле­ва­ний тре­вож­но­го спект­ра [12].

На что может ока­зы­вать вли­я­ние так же срав­не­ние себя с более ус­пеш­ны­ми людьми, ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют сред­с­т­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции [13]. По­э­то­му не­об­хо­ди­мо конт­ро­ли­ро­вать, как то, сколь­ко вре­ме­ни ре­бё­нок про­во­дит перед те­ле­ви­зо­ром, так и то, какие пе­ре­да­чи он смот­рит.

А луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ный при­мер! По­э­то­му пред­ла­гать ре­бён­ку пойти за­нять­ся чем-то по­лез­ным, сидя на ди­ва­не перед те­ле­ви­зо­ром ‒ не луч­шая идея.

Заключение

  1. Вред телевизора для детей, преж­де все­го, про­яв­ля­ет­ся в его спо­соб­нос­ти не­га­тив­но вли­ять на по­ве­де­ние. Пос­коль­ку вмес­то то­го, что­бы об­щать­ся с людь­ми или за­ни­мать­ся спор­том, ре­бё­нок прос­то си­дит пе­ред те­ле­ви­зо­ром.
  2. Просмотр телевизора может быть при­чи­ной раз­ви­тия тре­вож­ных рас­стройств.

    Пос­коль­ку по те­ле­ви­зо­ру лю­ди смот­рят на лю­дей, го­раз­до бо­лее ус­пеш­ных, чем они са­ми. Что мо­жет не­га­тив­но ска­зы­вать­ся на их пси­хи­чес­ком сос­то­я­нии.

  3. Если вы хотите, чтобы ваш ре­бё­нок вёл здо­ро­вый и пра­виль­ный об­раз жиз­ни, преж­де все­го, его нуж­но вес­ти са­мо­му.

    Пос­коль­ку соб­с­т­вен­ный при­мер ‒ это луч­ший спо­соб вос­пи­та­ния.

  4. Компьютерные игры полезнее те­ле­ви­зо­ра. Осо­бен­но в по­жи­лом воз­рас­те. Хо­тя зло­упот­реб­лять ими не сто­ит. Что, в пер­вую оче­редь, ка­са­ет­ся де­тей. Ко­то­рые дол­ж­ны об­щать­ся со сверст­ни­ка­ми и мно­го дви­гать­ся!

P.S.

Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же.

Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4755299/ [2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3920399/ [3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5923842/ [4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4426688/ [5] nature.com/articles/s41598-019-39354-4 [6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5946249/ [7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5646273/ [8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2829711/ [9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5193071/ [10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3964745/ [11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/ [12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4114517/ [13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5143470/

[свернуть]

Загрузка…

Источник: //pop-science.ru/vred-televizora-dlea-detei

Зрение ребенка и телевизор. Влияние телевизора на зрение

Вреден ли телевизор для детского зрения

Немаловажную роль в правильном развитии детской зрительной системы играют зрительные нагрузки. Большинство родителей и врачей считают, что на сегодняшний день одними из главных «врагов» детской психики и зрения является телевизор и компьютер.

Все рекомендации и советы врачей относительно данной тематики сводятся к тому, что в младенческом возрасте телевизор необходимо полностью исключать из детского рациона. А в возрасте от трех лет компьютер и телевизор необходимо свести к минимуму.

Для того чтобы понять как важно соблюдать эти ограничения, необходимо выяснить как устроена детская зрительная система и как детские глаза реагируют на телевизор, компьютер и прочую технику.

Во время просмотра телевизора, глаза ребенка воспринимают зрительные образы в качестве светового потока, который преломляются внутри глазного яблока и проектируются на сетчатку глаза. Для того чтобы отчетливо разглядеть изображение ребенок на подсознательном уровне подвергает напряжению специальные зрительные структуры внутри глаза, которые отвечают за остроту зрения.

Если зрение ребенка подвергается такой нагрузке регулярно, не соблюдается режим, ребенок подолгу сидит у телевизора, и зрительная нагрузка не соответствует возрасту ребенка, в результате происходит сбой зрительных возможностей ребенка. Как следствие у ребенка начинает активно развиваться близорукость.

Довольно часто из-за недостаточного освещения в комнате и сильно яркой подсветки монитора компьютера или телевизора глаза ребенка быстро устают, и наступает зрительное утомление, которое сопровождается покраснением глаз, головной болью или резью в глазах.

Как найти выход из ситуации?

После всего вышесказанного не стоит сильно пугаться и полностью исключать телевизор из жизни ребенка, поскольку в современном мире ребенок должен расти и развиваться, смотреть интересные и познавательные передачи и мультфильмы, читать книги, играть и общаться со своими сверстниками.

Для того чтобы обезопасить детское зрение необходимо просто найти разумный компромисс.

Всем детям до двух лет категорически не рекомендуется смотреть телевизор, поскольку они совершенно ничего еще не понимают, из того, что увидели и воспринимают всю информацию в качестве ярких и красочных картинок.

А также все это имеет не только прямое отношение к сильной нагрузке на глаза, но и пагубно влияет на центральную нервную систему малыша, что в свою очередь приводит к перевозбуждению ребенка.

Детям старше двухлетнего возраста необходимо разрешать смотреть телевизор не больше тридцати минут в день, детей от трех до семи лет допускать до телевизора не больше чем на один час, а детей от семи до тринадцати лет – на полтора – два часа в день.

Несколько простых правил «общения» ребенка с телевизором:

  1. Смотреть телевизор необходимо только в сидячем положении, а также в удобном для ребенка месте.
  2. Расположение экрана играет также немаловажную роль, он должен находиться точно перед ребенком.

    Нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел телевизор сбоку, поскольку длительное нахождение перед телевизором в таком положении со временем может привести к развитию косоглазия у ребенка.

  3. Если ребенок смотрит телевизор вечером, в комнате необходимо дополнительное освещение, в то время как днем, из-за сильного проникновения света в комнату и бликов на экране телевизора, шторы желательно прикрыть.
  4. Зрительное расстояние от ребенка до экрана должно быть не меньше трех метров, из расчета, что диагональ экрана составляет двадцать один дюйм. Необходимо понимать, что чем больше будет экран, независимо от того плазменный он или плоский, тем дальше от него необходимо усадить ребенка.
  5. Также стоит не забывать о том, что детям до семилетнего возраста не рекомендуется проводить за компьютером больше чем полтора часа. А детям постарше необходимо каждый час сидения за компьютером давать отдых глазам (10-15 минут).

    Желательно также при покупке монитора, удостоверится в том, что экран имеет специальное покрытие, защищающие глаза от излучения.

Алексей РазумовПрактикующий врач-офтальмолог. Имею высшее медицинское образование, закончил ординатуру по направлению “Офтальмология”. Люблю посещать профильные конференции и читать научную литературу. Являюсь автором публикаций и статей на сайте www.zrenimed.com. Основные увлечения это изучение новых исследований в области офтальмологии, семейная психология, плавание, большой теннис.

       LinkedIn

5 из 5:

 / 4

Пожалуйста оцените статью:

Загрузка…

Источник: //www.zrenimed.com/blog/zrenie-rebenka-i-televizor

Офтальмолог: «Телевизоры и планшеты не вредят глазам»

Вреден ли телевизор для детского зрения

Я бы хотел, чтобы вопрос о гаджетах и компьютерах вообще не звучал у меня на приеме. Однако родителей сложно переубедить. Им хочется обсудить именно то, что они считают важным, что их тревожит. А потом уже они готовы выслушать мнение врача.

Вопреки опасениям родителей, зрительная нагрузка на близком расстоянии в очень незначительной степени связана с ростом миопии (близорукости) у детей. У одного ребенка вовсе не испортится зрение, у другого со временем может развиться сильная близорукость. Тут универсальные рекомендации в принципе не годятся.

Откуда тогда берутся рекомендации с точными нормами, в каком возрасте и сколько времени ребенок может проводить перед телевизором? Желательно, чтобы они основывались на результатах правильно спланированных и проведенных исследований. Но часто врачи выдают свои представления о проблеме за достоверные данные.

Экрану уделяется лишнее внимание, и все эти правила существуют для того, чтобы любители создавать правила не чувствовали себя не у дел. На самом деле никаких правил нет. Есть способы сделать работу за компьютером комфортнее. Если монитор находится слишком высоко, глазу будет чуть сложнее моргать, и он может чуть больше уставать. В остальном – делайте так, как вам удобно.

Согласно результатам последних исследований, гораздо большее значение для детских глаз имеет другой фактор – время, проведенное ребенком на улице. Чем дольше он играет, занимается спортом на свежем воздухе, тем меньше шансов развития миопии. Вот об этом и должен информировать родителей детский офтальмолог.

Дети с близорукостью проводили меньше времени на свежем воздухе, у них был ниже уровень витамина D и относительно высокий индекс массы тела, они реже занимались спортом, чем дети без проблем со зрением. То есть гаджеты не достойны внимания в этом аспекте, гораздо большее значение имеет образ жизни ребенка, что никак не зависит от того, близорукий он или нет.

Отнять планшет может каждый. А вот сходить с ребенком покататься на велосипеде или на коньках – это уже сложнее. И, кстати, нет доказанной разницы между бумажным носителем и электронным. Другое дело, что книги могут вызывать меньший интерес у детей.

Можно бесконечно долго перечислять средства и назначения, которые никак не помогут с профилактикой или лечением прогрессирующей близорукости. И очень быстро сказать о том, что нужно делать.

Тренажеры для глаз, витамины и массажи не работают. Никакие, даже самые «лучшие». Даже морковь и черника. Без «если» и прочих оговорок. Забудьте.

Гимнастика для глаз не эффективна для детей с близорукостью, однако может давать временный эффект при недостаточности конвергенции. При этом состоянии ребенок не может удерживать глаза немного сведенными к носу, когда фокусируется на близкий текст. Из-за этого глаза быстро устают, в них может даже двоиться.

Очень часто недостаточность конвергенции не диагностируется, и родителям говорят, что зрение хорошее. Однако ребенок устает, и эти проблемы все же связаны с глазами. Так что единственный случай, когда гимнастика для глаз, возможно, эффективна, – это недостаточность конвергенции.

Что работает? Если мы говорим о профилактике, то нужно увеличить время пребывания на улице. Также есть связь между количеством солнечных дней в жизни ребенка и рисками миопии.

Если мы говорим о лечении, то в большинстве случаев миопию не лечат вовсе. То есть и врач, и пациент соглашаются смириться с тем, что миопия чуть-чуть вырастет и остановится к 18 годам или немного позже. Это оправдано, потому что обычно близорукость не вырастает до высокой степени.

Однако если ставится задача замедлить прогрессирование миопии, то можно использовать методы, которые показали свою эффективность в ходе клинических исследований. К таким относятся низкие дозы атропина и ортокератологические контактные линзы.

До сих пор среди родителей бытует убеждение, что ребенка с близорукостью нужно посадить за первую парту, чтобы ему «все было видно». Однако никакие «особые условия» в классе ему на самом деле не нужны.

Раньше детям действительно выписывали очки не по полной коррекции, так что они не видели далеко в очках. Поступать так было неправильно, но зато понятно, почему таким детям необходимо было сидеть на первой парте.

Сейчас в большинстве случаев окулисты выписывают юным пациентам очки с хорошей коррекцией, так что они могут сидеть там, где считает нужным учительница. Исключения – дети, которые страдают таким заболеванием глаз, которое не поддается коррекции очками и контактными линзами, или те, кому назначен атропин для лечения прогрессирующей миопии. Им, конечно, лучше будет за первой партой.

Высокая степень миопии увеличивает риск отслойки сетчатки при ударе по глазу и голове. При таком заболевании лучше воздержаться от занятий теми видами спорта, где такие травмы возможны. В остальном можно не придумывать себе лишних условностей и заниматься тем, чем нравится, разве что не забывать, что для глаз полезнее чем-нибудь заниматься на улице.

Публикация от Тренируюсь дома (@ksyniakisssynia) Май 15 2017 в 4:06 PDT

Во время загрузки произошла ошибка.

Мне часто приходится сталкиваться с какими-то то своими, очень разными, представлениями некоторых о близорукости, о механизме зарождения и развития заболеваний глаз. Например, существует очень много мифов об очках, их стараются надевать детям как можно позже. Почему? Сколько родителей, столько и версий: «Пусть глаза сами работают», «Они начнут лениться», «Зрение станет падать».

Очковая коррекция не влияет на рост миопии. Она делает жизнь ребенка комфортнее. Даже совсем маленьким детям надо выписывать очки, чтобы они все видели (чем они хуже остальных?).

Кроме того, очки могут предотвращать развитие синдрома ленивого глаза («амблиопия»), в тех случаях, когда оптика глаза не дает четкого изображения окружающего мира на сетчатку. Развитие зрения на одном или обоих глазах приостанавливается, тогда как в норме развитие зрения идет с момента рождения. Однако это чаще касается ситуации с дальнозоркостью и астигматизмом.

Кстати, не только очки, но и контактные линзы делают жизнь детей комфортнее. Как понять, что лучше? Проконсультируйтесь с врачом и спросите самого ребенка, его желание играет не последнюю роль.

Источник: //deti.mail.ru/article/televizory-i-planshety-ne-opasny-dlya-glaz-mnenie-/

Хорошая статья о вреде телевизора для детей

Вреден ли телевизор для детского зрения

Нашел в интернете хорошую статью (по формату – скорее, даже монографию) о влиянии телевизора на развитие детей, которой хочу с вами поделиться. //www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/look.htm(под катом – много букв)

Наконец-то в одной книге все разложено по полочкам и объяснено с точки зрения физиологии и психологии, с фактическими данными, а не только умозрительными гипотезами.

Прим.: стоит оговориться, что некоторые выводы, основанные на анализе работы электронно-лучевых трубок, уже утратили актуальность, т.к. все телевизоры сейчас жидкокристаллические, в которых формирование изображения идет по-другому, и это нужно учитывать. Но “по-другому” – не значит “как в жизни”. Это все равно построчная развертка, прерывистое изображение. 

Для тех, кому лень все читать, приведу основные тезисы (они в целом касаются и взрослых, и детей):

1. Телевизор вреден для глаз

Для того, чтобы получить цельную картину, человеческий глаз скачкообразно “сканирует” предмет/образ по кускам, останавливаясь на каждом фрагменте на 0,2-0,6 с (такие скачки называют саккадами). Чем больше саккад в единицу времени, тем больше тренируются и развиваются глазные мышцы.

Причем этот процесс формируется и тренируется по мере роста и развития ребенка (движениями глаза управляет человеческий интерес, мы смотрим на образы по определенной схеме – например, при взгляде на картину автоматически фокусируемся на переднем плане, в портрете глаза фиксируем в первую очередь на лице и т.д.). 

Картинка в ТВ не является цельной – это набор быстросменяющихся картинок со скоростью 25 кадров в секунду. В таких условиях глаз не может иметь картинку в качестве опоры – она постоянно сменяется, прежде чем глаз успевает ее зафиксировать.

К тому же при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса “ближнее-дальнее”, как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный “телевзгляд” – оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного.

Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.

Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни). 

2. Телевизор вреден для мозга и умственного развития

Когда мозг спит или глаза закрыты, он генерирует альфа-колебания (которые можно регистрировать ЭЭГ), когда активен и бодрствует – бета-волны. Так вот, экспериментально было установлено, что при переходе, например, от чтения к просмотру ТВ бета-волны практически исчезают, уступая свое место альфа-волнам. Т.е. мозг при просмотре ТВ как бы засыпает.

Больше ТВ – меньше знаний. Как ни парадоксально, но результаты исследования в Германии показали, что во всех сферах, кроме спорта, знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор

Прим.: вставлю ремарку про спорт. Одна статья, прочитанная мною в детстве о рекордах в спорте, дала мне больше знаний об истории спорта и понимания, чем многочасовые просмотры Олимпийских игр. Так что и в отношении спорта это тоже справедливо.

От просмотра телевизора страдает образное мышление, воображение. Исследования среди т.н. tv kids показали, что у детей, проводящих перед ТВ по 10 часов в день, “кора головного мозга подобна пустыне”.

Они страдают полной потерей воображения, некоторые не в состоянии воспроизвести на бумаге простые бытовые предметы, например, чашку.

Мне также доводилось читать другие статьи, в которых говорилось, что сравнение рисунков и творчества детей показало, что фантазия детей, которые не смотрят ТВ или смотрят очень умеренно, отличается куда в лучшую сторону от детей, которые смотрят ТВ регулярно и подолгу.

Дети, получающие информацию в основном от ТВ, по просьбе изобразить некое сказочное существо просто воспроизводили готовый образ – героев мультиков. Телевизор превращает ребенка из творца в потребителя, неспособного создавать образы самостоятельно. 

Заядлые телезрители хуже учатся в школе. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше ребенок смотрит ТВ, тем хуже он справляется со сложными задачи, мыслит логически, рассуждает и анализирует.

Так же обстоит дело и с чтением и усваиванием новой информации – дети, подсаженные на ТВ, хуже воспринимают печатный текст, не любят читать, особенно сложную литературу, неспособны читать активно, осмысливая и сопереживая. 

3. Телевизор вреден для здоровья и физического развития.

В 1992 году американские исследователи задались вопросом, как просмотр ТВ влияет на обмен веществ в организме. Результаты исследования, проведенного среди 31 ребенка в возрасте 8-12 лет, оказались ошеломляющими: при просмотре ТВ организм расходует энергию на 14% меньше, чем в состоянии полного покоя. 

Другое исследование показало, что зрители, смотревшие телевизор более 3 часов в день, страдали ожирением вдвое больше тех, кто смотрел ТВ менее часа в день.

Телевидение формирует вредные пищевые привычки у юных зрителей – начиная от рекламы всякой дряни (рекламируют же не брокколи и спаржу, а шоколадные батончики, чипсы, колу) и заканчивая формированием определенного образа жизни человека (люди в кино и сериалах показаны стройными и подтянутыми, несмотря на то, что жрут по вечерам, трескают попкорн в кинотеатрах и т.д.)

Здесь можно также привести мнение Комаровского, которое прямо коррелирует с этими выводами:

//www.komarovskiy.net/faq/televizor-i-rebenok-pervogo-goda-zhizni.html

4. Телевизор вреден для психики.

“Дефицит в полсекунды”. В повседневных ситуациях у человека есть какое-то небольшое время, чтобы успеть среагировать на изменение ситуации (будь то звонок телефона, общение в магазине или поведение на дороге).

В ТВ зачастую из-за мгновенной смены планов эта естественная реакция человека теряется, он возвращается в стадию младенчества, когда у него нет ни представлений об окружающем мире, ни опыта реакции на смену обстоятельств.

Телевизор как наркотик. Здесь уже речь пойдет о рекламе и “клиповой” манере съемки. Животная физиология человека предполагает, что при резкой смене обстановки, неожиданном появлении нового предмета в поле зрения вызывает мобилизацию ресурсов, в мозгу срабатывает сигнал возможной тревоги.

Тело человека приходит в состояние готовности убежать, атаковать, как-то отреагировать на потенциальную опасность. Происходит выброс гормона кортизола в организм. Этот припасенный природой на экстренный случай выброс “допинга” происходит и при просмотре ТВ, когда идет резкая смена плана.

Но постоянный выброс кортизола вызывает привыкание, и тогда организм выбрасывает все больше и больше кортизола, чтобы привести организм в состояние боеготовности.

Наступает своего рода “интоксикация”, которая выражается в раздражительности, неконтролируемой агрессии, неспособности управлять своими эмоциями, постоянному стрессу. Знакомая картина, не правда ли? 

Прочие негативные факторы:

– телевизор как способ манипулирования сознанием (в настоящее время – основной инструмент масс-медиа и способ зомбировать сознание населения);

– подавление естественных коммуникативных навыков человека;

– телевизор – пожиратель времени (люди, которые часто смотрят телевизор, более дезорганизованы и не умеют управлять своим временем);

– подмена реального мира нереальным (смотрите каждый день новости – и будете жить в убеждении, что живете в мире, в котором на каждом шагу катастрофы, убийцы и маньяки).

Теперь поговорим об особенностях детского организма и влиянии телевизора на развитие ребенка.

Детское восприятие мира и телевидение. 

Детское развитие можно условно разделить на три основные фазы: 0-3, 4-10 и 11-18 лет.

Первая фаза (0-3 года). В этот период ребенок получает основные, базовые представления об окружающем его мире. Он учится ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, овладевает крупной и мелкой моторикой.

Он учится смотреть, развивает пространственное восприятие (далеко-близко, высоко-низко, влево-вправо), учится слушать, различать образы, запахи, текстуры. В этот период формируются все основные нейронные связи в мозгу.

Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие связи не образуются. 

В этом возрасте ребенок, в отличие от нас, взрослых,  воспринимает окружающий его мир интегрально, всем своим существом. Мы, взрослые, можем только мечтать о такой целостности восприятия.

Мы умеем разделять реальное и нереальное, двумерное и трехмерное, расчленять объект на его составляющие – например, в музее мы видим (нас мало заботят окружающие звуки, нам неинтересно, чем пахнет картина, мы не рвемся ее полизать или пощупать), на концерте слышим, а при просмотре телевизора соотносим увиденное на экране с нашей памятью и опытом восприятия и т.д. Но ребенок воспринимает все совсем по-другому. Ему важна кинестетика в опыте, он запоминает новую информацию через движение (возьмем ту же логоритмику – дети запоминают слова через движения), осязание (поэтому дети первого года жизни так стремятся взять в рот все, что им дают). А теперь мы берем и отрываем его от целостного восприятия мира и даем ему движущуюся картинку – у нее нет никаких основных атрибутов, на которые опирается ребенок при изучении окружающего мира! Даже пространство в ней не трех-, а двумерно. Мир его опыта, его понимания окружающей среды разрывается надвое – есть его реальный опыт, а есть виртуальная среда, которую он воспринимает так же, как и реальную. Телевизор лишает его “осязаемого опыта”, который является основой развития ребенка.

Вторая фаза (4-10 лет). Если на первом этапе закладывался базис, то здесь все навыки и умения оттачиваются. Развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость, развивается тонкая моторика, управляющая зрением (ребенок учится смотреть осмысленно, вычленять объекты интереса из картинки, выхватывать знакомые образы, фокусироваться на объекте и т.д.).

В этом возрасте также важно учитывать особенности детского восприятия. Ребенок постоянно стремится задавать вопросы или комментировать происходящее. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который будет активным соучастником действия.

ТВ-образы не должны подавлять ребенка – наоборот, ребенок должен овладеть ими, переосмысливая, творчески перерабатывая увиденное. А для этого необходимо (со)участие родителя.

Дети не умеют критически переосмысливать увиденное на экране – напротив, они принимают все за чистую монету, стремятся вжиться в действо, слиться с ним в единое целое (это, кстати, справедливо не только для ТВ).

Они по-прежнему не умеют отделять реальное от нереального – эта способность формируется постепенно и придет позже, ближе к третьему этапу. Они также не способны воспринимать сюжет как единый замысел, соединять в единую ткань разные сцены фильма или мультика – дети воспринимают увиденное как совокупность отдельных образов. 

Очевидно, отсюда следуют и рекомендации многих психологов о том, что просмотр ТВ, мультиков лучше начинать не ранее 3 лет. 

Телевизор и речь ребенка

Отдельно не могу не упомянуть о развитии речи, т.к. этому посвящена целая глава в книге. Так, например, такой феномен, как функциональная неграмотность  – это уже массовое явление и проблема всей нации, и не в Африке, а в развитых странах Европы и США.

А теперь давайте абстрагируемся от Германии и вспомним – а давно ли вы читали статью в интернете, в которой бы не было грамматических, а тем паче стилистических ошибок? А статьи или новости, написанные богатым, литературным русским языком, без злоупотребления новоязом, жаргоном и американизмами? Я уже молчу о письменном языке большинства обывателей, обитателей интернета, которые не могут правильно писать элементарнейшие слова, не говоря уже о том, чтобы облечь эти слова в более-менее пристойную форму. 

А вслед за литературным языком оболванивается, обескультуривается и речь, причем сначала у взрослых, а потом и у детей. Взрослые, под влиянием ТВ, говорят реже, более односложно, их речь становится более примитивной, словарь обедняется. А вслед за ними “немеют” и дети.

Вслед за массовым проникновением ТВ обнаружились и такие проблемы, как увеличение количества детей с различными нарушениями речи, неспособность детей воспринимать речь на слух, у многих это проявляется в неспособности выполнять даже простые просьбы и инструкции.

Ребенок устроен так, что и речь он может развивать только интегрально, через “живую” речь со взрослым, а не изолированно с экрана телевизора. Сравните выводы, например, вот с этой статьей: 

В общем, если вас заинтересовало сжатое изложение, то рекомендую прочесть книгу/монографию полностью – там много правильных и умных мыслей, фактов из области психологии, физиологии, результатов исследований и т.д. 

Многое из того, что я прочитал, мне было интуитивно понятно или подспудно известно из ранее прочтенных статей в интернете. Я далек от некоторых радикальных мер, которые предлагает автор (например, как один из методов борьбы – полный отказ от ТВ), но остальные способы вполне соответствуют тому, что мы определили для себя как правила обращения с ТВ- и видеоконтентом:

– никакого ТВ, мультиков и прочего как минимум до 2 лет (здесь оговорюсь, что это означает не категоричный запрет, а то, что мы не показываем ничего целенаправленно и систематически.

Ребенку доводилось уже пару смотреть по 5 минут футбол с папой и мультики на базе отдыха, но это исключения из правила.

Еще одно исключение из правила – – наше семейное видео с самой Иришкой, но это также бывает крайне редко, недолго и только для оживления воспоминаний об интересных местах, поездках);

– строгий отбор контента (о чем я уже писал вот тут и тут);

– строгое дозирование по времени;

– активный просмотр с родителями;

– создание противовесов – заполнить жизнь ребенка прочими занятиями, которые окажутся интереснее, чем очередная передача по ТВ;

– родительский пример – мы после рождения ребенка выключили телек и очень ограниченно смотрим что-то на компе, когда ребенок уснет.

А что вы думаете по поводу прочитанного? Поделитесь вашими мыслями на этот счет.

Источник: //www.BabyBlog.ru/user/Lu0001/3058461

ЛичныйВрач
Добавить комментарий