Упражнения для глаз по методике Базарного

Тренажеры для глаз

Упражнения для глаз по методике Базарного

Бывает так, что человеческий организм дает сбой и один орган не работает полноценно. На протяжении жизни зрение человека меняется и может ухудшаться от естественного старения, но если нет сложных заболеваний, его можно улучшить в детстве, а в пожилом возрасте поддерживать.

Своевременная профилактика зрения а также применение тренажеров для глаз позволит поддерживать глаза в хорошей форме и долгие годы радоваться жизни и окружающему миру.

Тренажеры для глаз представляют собой специальные приспособления для улучшения работы глаз или восстановления зрения. Простейшие тренажеры – перфорированные очки, помогают расслабить глаза после напряженной работы и со временем восстановить, если не полностью, то 2-3 диоптрии вполне возможно.

Более сложные тренажеры очки – тренажеры выполнены в форме шлема, работают от электричества и выполняют дополнительные функции массажа головы, зоны лба и лица. Такой тренажер рекомендуют не только офтальмологи, но и невропатологи и даже косметологи.

Назначение тренажеров для зрения:

  • снимают усталость после напряженной работы;
  • снижают темп возрастных изменений;
  • улучшают кровообращение вокруг глаз;
  • улучшают сон.

Выпускается более 100 видов тренажеров для улучшения и восстановления зрения, не все они полезны.

Перед покупкой рекомендуется получить консультацию у доктора, обязательно изучить инструкцию по использованию и противопоказаниям.

Очки-тренажеры для глаз

Очки-тренажеры для глаз выпускаются в виде обычных очков в классической оправе с черным пластиком, вместо стекол. Вся поверхность пронизана отверстиями в определенном порядке. Кто надевает очки впервые, удивительно отмечают, что прекрасно обходятся без стекол с диоптриями.

Отверстия в линзах не простые: конические и цилиндрические. Количество дырочек зависит от модели, в некоторых линза полностью покрыта отверстиями, в других в определенном порядке. Качество это не изменяет.

После надевания очков-тренажеров, меняется восприятие света и его резкости. Перфорация способствует правильному распределению нагрузки на, заставляя работать полностью глаз.

Рекомендованы при:

Носить рекомендуется до 2х часов в день. Можно разбить на 3-4 раза, на пример утром 30 минут, а днем и вечером по 1 часу. В очках сложно сфокусироваться на сложной зрительной работе, лучше выполнять, то что вы хорошо и уверенно делаете без очков: готовите пищу, смотрите телевизор, работаете в саду.

Противопоказаниями считаются сложные заболевания глаз, головные боли, внутричерепное давление. В любом случае, если в очках некомфортно их не следует носить.

Тренажер для глаз Базарного

Российский ученый В. Ф. Базарнов долгие годы изучал здоровье глаз школьников и разработал уникальный тренажер. Его можно изготовить своими руками, а при длительном использовании обходиться и без него.

Офтальмологи отмечают хорошее действие тренажера. Также его высоко оценили нейропсихологи. Работа с тренажером ежедневно повышает оценки в школе, детки начинают лучше концентрироваться над заданиями, лучшее соображать в логических задачах.

Сам тренажер для глаз Базарного представляет собой рисунок на стене или потолке из 3 разноцветных линий. В центре крупная горизонтальная восьмерка или знак бесконечности, например зеленого цвета. Вторая линия овальная, чуть больше восьмерки, зеленого цвета. Третья линия полностью повторяет вторую, чуть больше диаметром и красного цвета.

Часто эти три фигуры наносят на стандартный лист ватмана. На стену или потолок крепится так, чтобы пациент мог стоя рассмотреть все линии. Находят точку, от которой начинает глазами повторять восьмерку, затем оба овала. Маленьким деткам сложно сконцентрироваться и не потерять линию, можно помогать себе пальцем, ручкой или указкой.

Противопоказаний нет, если только не общее плохое самочувствие. Обычно все с удовольствием делают упражнения. Рекомендуется делать каждый день по 1 подходу 20 раз по каждой линии, или перед сложной работой, где необходима концентрация.

Гимнастика для глаз Лазаревой

Людмила Лазарева носила очки с детства и страдала набором глазных заболеваний. Став взрослой, начала искать методы по облегчению состояния. Со временем зрение восстановилось, а упражнениями Людмила делится со всеми.

Гимнастика для глаз Лазаревой начинается с массажа, используются подручные средства, потом гимнастика для глаз, которую можно посмотреть на видео ниже. Людмила ведет свой видео-канал, проводит регулярно вебинары и продаёт курс. На протяжении всего курса она совместно с пациентом проводит все упражнения и доводит до хороших результатов.

Тренажер для глаз Лечи-Играй подходит для всех членов семьи, и даже лучше когда все от детей до бабушек тренируются на одном тренажере. Разработан детскими офтальмологами с инженерами в научном институте. Простой в обслуживании, при регулярных тренировках показывает хорошие результаты. Рекомендован при многих глазных нарушениях: миопия, косоглазие, астигматизм.

Тренажер представляет собой трубочку, похожую на популярную игрушку калейдоскоп. Вся тренировка проходит за 2-3 минуты на каждый глаз, можно делать несколько раз в день. Главное сделать все тренировки регулярными и результат обязательно будет.

Порядок работы с тренажером:

  • предварительно нужно сделать гимнастику для глаз;
  • включить тренажер
  • трубку держим в правой руке, окуляр левой. Отодвигаем дальнюю трубку и смотрим на дальний объект, например картину на стене или цветок на окне. Потом переходим к ближайшему предмету, любой игрушке на столе, при этом поворачивая окуляр вокруг своей оси.
  • повторять 3-5 раз.

Тренажер для глаз Лечи-Играй противопоказан при психических заболеваниях и эпилепсиях.

Метод восстановления зрения предложен американским врачом-офтальмологом Бейтсом помогает восстанавливать зрение уже 100 лет. Методика временами запрещалась, врачи доказывали не эффективность. Но многие успешно применяют тренажеры для глаз Бейтса и довольны своими результатами.

Тренажер Бейтса представляет собой очковую оправу, в стекла, которых вставлены светодиоды. С наружной стороны прикреплены провода и пульт управления. Пациент надевает очки, включает тренажер и начинается лечение световыми импульсами. Аппарат имеет несколько режимов работы, сеанс длится 15 мин, таймер находится в самом аппарате и по истечении времени отключается.

Тренажер тщательно закрепляется не только на переносице, а полностью на голове. Глаза обязательно закрыты, тело расслаблено и обязательно в удобной позе. Во время работы массажера, у пациента нормализуется внутричерепное давление, снимается утомление глаз, повышается острота зрения.

Тренажеры для глаз при амблиопии

Лечение необходимо начинать в детстве, пока глаз растет. При амблиопии (ленивые глазки) основное лечение направлено на тренировку глазных мышц. Дополнительно офтальмологи назначают коррекцию специальными линзами.

Диагностируется амблиопия на специальном приборе рефрактометре, доктор определяет степень искаженности линий и назначает физиотерапию и очки. Проблема амблиопии в том, что каждый глаз видит картинку по-разному, один из распространенных вариантов – правый не видит параллельные полосы, левый вертикальные.

Компьютерная программа “ЕУЕ”

Компьютерная программа “ЕУЕ” предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. Разделения полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. На экране появляются изображения, мышкой выполняются задания, глазки работают.

Офтальмолог назначает 10-15 сеансов, которые рекомендуется повторять каждые полгода. Программу можно установить на домашний компьютер, но тут главное не переусердствовать, при длительных занятиях можно навредить.

Методика Гончаровой-Кюпперса

Если дома компьютера нет, а клинику посетить не всегда удобно, можно ознакомиться с методикой Гончаровой-Кюпперса. Потребуется темная комната и электрическая лампочка мощностью 60 ватт. и светонепроницаемая бумага. Вырезается кружок, немного меньше 1см., наклеивается на лампу. Можно сделать каплю строительной краской красного цвета.

Человек садится в темной комнате, один глаз плотно закрывается повязкой. На расстояние 50-60 см. смотрит на кружочек светонепроницаемой бумаги включенной лампы в течение 20-30 сек, далее взгляд переносится на белый лист бумаги. Каждая процедура выполняется по 3 подхода на каждый глаз. Делать упражнения рекомендовано 1 раз в день, в течении 1-3 месяцев или каждый месяц по 12-14 дней.

Засветы

Еще один похожий метод, офтальмологи называют “засветы”. Лампа мощностью 100 ватт. помещается в мешок или колпак черного цвета из плотной ткани. Саму лампу можно покрасить в красный цвет или надеть пленку. В центре вырезается кружок диаметром 3-5см.

Расстояние между пациентом и лампой 40 см. Человек смотрит на лампу 20-30 сек, затем выключает свет на 3-5 сек, и вновь засвет. Выполняется 1 раз в день, в течение 3 месяцев.

Тренажер для глаз на компьютере

Современные гаджеты не только могу ухудшить зрение, но также могу помочь глазам отдохнуть. Существует ряд различных офтальмологических приложений для смартфонов которые предназначены для расслабления и отдыха глаз.

Также существует ряд графических программ для зрения и на компьютера. Пациента усаживают напротив монитора и включают специальные программы.

Одной из наиболее распространенных тренажеров для глаз на компьютере считаются иллюзии, повторяющиеся рисунки и бесконечные лабиринты. Пациент должен наблюдать за центром экрана, не отвлекаться. Занятие часто сильно расслабляет пациента, маленькие детки могут заснуть около монитора.

Тренажеры-массажеры для глаз

Тренажер представляет собой мощные очки, которые хорошо прикрепляются к голове и массируют большую область вокруг глаз. Зона прикосновения к глазам, снабжена дополнительными массажными щупальцами. Между ними находятся магниты, прибор дополнительно оказывает стимуляцию магнитотерапией.

Массажеры подключаются к сети и имеют пульт управления. Часто в приборах заложен таймер, процедура должна длиться не более 15 мин. После включения начинается слабая вибрация. Перед сеансом лучше принять удобную позу, с прибором ходить нельзя, да и расслабляться, лучше всего полулежа.

Польза и вред тренажеров для глаз

Среди пациентов и офтальмологов ведутся споры на тему пользы и вреда тренажеров для глаз. Врачи достаточно широко используют тренажеры в детской терапии восстановления зрения. Физиокабинеты есть в каждом глазном диспансере и в комплексном лечении всегда применяются эти методы курсом.

Обычно на курс предлагаются витамины, препараты, улучшающие головное кровоснабжение и работу сосудов. Лечебная гимнастика и большой курс занятий на тренажерах. В восстановлении зрения у детей это дает хорошие результаты. Между курсами многим назначают окклюзию – закрытие по очереди глаз.

При регулярном лечении, а это обычно каждые полгода, терапия дает хорошие результаты. Но со временем, когда глаза выросли, замедляется и восстановление зрения. Взрослые окулисты назначают совсем другое лечение, часто это хирургическое вмешательство.

Для поддержания результатов и рекомендуется использовать тренажеры и гимнастику для глаз. Какой лучше выбрать? Обязательно посоветуйтесь с офтальмологом. Разговоры о том, что тренажеры не помогают именно в том, что аппарат выбран неверно или используется не корректно.

Источник: https://oftalmologiya.info/125-trenazhery-dlya-glaz.html

Зрительные тренажёры

Упражнения для глаз по методике Базарного

Скачать тренажёр СУС Формат: А3 / 3 Мб

Скачать брошюру СУС Размер файла: 10 Мб

Назначение

Для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у школьников, офисных работников, лиц, занятых напряжённым зрительным трудом в режиме ближнего зрения (сборка микросхем, продолжительная работа с компьютерами, студенты ВУЗов в период экзаменационных сессий и другие).

О том, что при таких видах деятельности в эпицентре проблем самочувствия и здоровья оказалась зрительно-вестибулярная система указывает следующее наблюдения И. Краузе – Либшера из Центра профессиональной гигиены Германии (1976):

«Жалобы не ограничиваются только глазами, но включают та ухудшение общего самочувствия или расстройства других органов и систем. Однако вначале пациенты, как правило, жалуются на нарушение зрения, например на «появление тумана перед глазами», на «мерцание» и другие зрительные расстройства при работе на близком расстоянии.

К этому добавляются жалобы на понижение работоспособности, невозможность концентрировать внимание. Затем присоединяются боли во лбу или затылке, иногда колотье ил ночные боли в области сердца, состояние страха, забывчиво бессонница, обмороки, тошнота, пугливость, боязливость.

В некоторых случаях у таких пациентов отмечается специфическое стереотипное положение головы – поза, характерная для выполнения тонких операций и контроля з работой мелких механизмов. При однократном обследовани обычно не удается установить органических поражений.

Осмотр пациента терапевтом нередко выявляет функциональные нарушения, например колебания артериального давления с наклонностью к коллапсу».

Вся трагедия наших детей, заключается в том, что ещё в 70-е годы ХХ столетия на Западе появились работы, указывающие, что труд школьника сравнялся с трудом взрослых, занятых на участках наряжённого зрительного профиля.

В этих условиях встаёт естественный вопрос: если взрослые с их физической и психической зрелостью при зрительно-напряжённых работах испытывают «боли в области сердца…бессонницу» и падают в «обмороки», то что же тогда говорить о школьниках с их физической и психической незрелостью?

Ясно, что всё отмеченное выше нельзя исправить без радикального изменения эргономики самого учебного процесса.

Для этой цели под руководством проф. В.Ф.Базарного ещё в 70-80-е годы ХХ столетия были оптимизированы эргономические режимы организации и проведения учебного процесса.

В 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РСФСР и вошла в правительственные постановления под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы организации учебно – познавательной деятельности в детских садах и школах».

На сегодняшний день программа прошла экспертизу головных НИИ в области гигиены и здоровья детей РАН и РАМН. Получены убедительные данные на обоснование массовой профилактики утомления детей и формирования школьных форм патологии.

Согласно полученным данным и требованиям федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», выдано первое (и пока единственное) санитарно–эпидемиологическое заключение как на здоровьесберегающую программу.

Одним из методов данной программы является поддержание работоспособности учащихся за счёт профилактики утомления и стрессов с помощью :

  • Автоматизированной системы «Зрительно – Вестибулярных Тренажей» («ЗЕВС»)
  • Интегральной «Схемы Универсальных Символов» («СУС»)

Обе вышеперечисленные системы не заменяют, а дополняют друг друга. В частности если «ЗЕВС» несёт в себе мощное энергоактивирующее начало (В.Ф.Базарный, Э. Я.

Оладо в материалах симпозиума «Офтальмоэргономика операторской деятельности». Ленинград.

1986 год), то упражнения с помощью «СУС» несут антистрессогенное, успокоительное и синтезирующие начала(между чувством локализации в пространстве и моторной сферой).

Выполненными исследованиями под руководством В.Ф.

Базарного установлено главное: в основе утомления учащихся (как и взрослых, занятых напряжённым зрительным трудом) лежит нарушение телесно-моторного ритма, который призван интегрировать высокочастотные моторные ритмы глаза (а точнее зрительного сканера) и руки. При этом синтетическая роль телесно – осевого ритма выявляется только в режиме телесной вертикали.

Авторитарная и закрепощающая «педагогическая усидчивость» приводит к разобщению чувственно–моторного синтеза между глазом и рукой, на основе которого выполняются все осознанные тонко координированные ручные манипуляции. В свою очередь это сопровождается расстройствами зрительно – моторных и ручных ритмов и, как следствие, своеобразной судорожностью – хаосом в микродвижениях глаз и руки.

Фото 1: занятие с тренажёром на уроке

Исследованиями установлено: чем в большей степени дети и взрослые работают в режиме ближнего зрения, тем в большей степени нарастает моторный хаос зрительного сканера.

В этих условиях для наложения ритмов глаза и руки дети и взрослые вынуждены всё больше и больше напрягать всю мышечно–моторную систему тела, а так же сближать руку с глазами(головой). А это сопровождается напряжением и истощением энергетического потенциала, а также различными временными и постоянными психогенными расстройствами.

И чем в большей степени человек сближает голову к объекту зрительного внимания, тем в большей степени нарастает хаос (судорожность) в работе зрительного сканера.

Так же установлено, что подобные состояния на начальных этапах можно снимать с помощью прослеживания за волнообразными линиями удалёнными от глаз. При этом эффективность профилактики значительно возрастает если прослеживание за волнообразными линиями сопровождается с движениями глаз головой и телом, при приподнятой голове.

Полученные научные факты позволили разработать методику энергетической активации и синхронизации высокочастотных ритмов в зрительно-ручном контуре – методику зрительно–вестибулярных тренажей с помощью интегральной схемы универсальных символов («СУС»).

Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты

Способ нанесения и размеры схемы на потолке в каждом случае определяется индивидуально с учётом разных размеров учебных комнат и расположения на потолке светильников. При этом желательно предварительно проконсультироваться с сотрудниками нашей организации. Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах.

Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.

Самый простой способ

  • Сначала мелом на полу наносятся контуры схемы «СУС» таких же размеров, которые будут нанесены и на потолок.
  • Далее кто-либо из сотрудников берёт в руки длинную указку и, обходя контуры схемы на полу, наносит предварительные метки на потолке.
  • После этого по готовым меткам на потолок наносятся окончательные цветовые траектории.

Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей

В случае, если в классе смонтирована система автоматизированных зрительно – ве6тибулярных тренажей «ЗЕВС», то тренаж со схемой «СУС» выполняется чередуя с «ЗЕВСОМ». Например, после 15 минут урока в течение 1-1,5 минуты выполняется автоматизированный тренаж с помощью «ЗЕВС», а спустя полчаса занятий – с помощью схемы «СУС».

Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей с помощью «СУС»

  • Выполняется только стоя
  • Желательно чтобы в центре класса было свободное пространство. (Фото 2)
  • Дети становятся в этом пространстве и по команде учителя, либо одного из учеников раз – два – три – четыре и т. д. с частотой примерно 1 секунда на цикл делают наклоны туловищем влево – вправо (10-12 раз)
  • Затем вперёд – назад (10-12 раз)
  • После этого делают следящие и скоординированные по зелёному контуру движения глазами, головой и всем телом в количестве и 10-12 раз. Один оборот делается примерно за одну секунду.
  • Затем по красному контуру столько же раз
  • Затем по восьмёрке
  • Эффективность тренажа повышается, если движения по линиям «ИСУ» синтезированы глаз и рук (Фото 1)

Фото 2: школа №7 г. Ялта

Источник: http://www.bazarny.ru/contents-102-102-71.html

Зрительные тренажеры по В.Ф. Базарному

Упражнения для глаз по методике Базарного

Зрительные тренажёры по В. Ф. Базарнову

Ни для кого не секрет, что у детей с каждым годом ухудшается зрение. Основная причина – долгое сидение за компьютерами. Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения стали проводить гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления.

Одним из эффективных тренажёров для глаз считается тренажёр

В. Ф. Базарнова.

В. Ф. Базарный – русский учёный, врач и педагог – новатор. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством. Дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Для снятия зрительной утомляемости на занятиях были разработаны специальные тренажёры.

К основным методам и приёмам В. Ф. Базарного относятся: 1. Режим динамической смены поз; 2. Упражнения на зрительную координацию; 3. Зрительно – координаторные тренажи с помощью опорных зрительно – двигательных траекторий. 4. Упражнения на мышечно – телесную координацию.

Сегодня я остановлюсь на зрительно – координаторных тренажёрах Тренажёр в виде диаграммы с цветными контурами должен располагаться на потолке или высоко на стене. Дети водят глазами по цветным линиям горизонтали и вертикали. Цвета: наружный овал – красный: внутренний – синий; крест – жёлтый; восьмёрка – зелёная.

Каждый цвет выполняет свою функцию: красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон. Зелёный – цвет гармонии, равновесия, успокаивает. Жёлтый – цвет радости, оптимизации, поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы. Синий цвет тормозит все функциональные процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга. Чтобы детям было интересно многократно выполнять упражнения, можно придумать разные сказки. Например: Жили – были 3 друга, 3 карандаша – красный, синий и зелёный… Методика работы с офтальмотренингами.

Детям предлагается проследить глазами по указанным направлениям по стрелкам. – упражнение с тренажёрами В. Ф. Базарного выполняются только стоя. = Эффект снятия зрительного напряжения объясняется тем, что напряжённая моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

– «обход» взглядом фигур на тренажёре можно производить в двух режимах: 1. Только глазами при неподвижной голове и туловище. 2. С помощью движения головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижны. 3. Рекомендуется делать по 10 – 12 движений по каждой траектории. 4. В случае долгой концентрации взгляда в близкой точке (рисование, чтение и пр.

) следует выполнять упражнения 15 – 20 мин. – Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно – ручную координацию. Упражнения на на мышечно – телесную координацию: 1. Всевозможные карточки из русских нар. сказок или по временам года разместить в любой точке группы. Дети ищут их глазами, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

«Письмо носом»Это упражнение можно выполнять в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить и медленно выполняйте. Это даёт глазам отдых.

Диаграмма для разгрузки зрения Такие диаграммы, в которых дети прослеживают путь от одного предмета к другому. Это прекрасно снимает напряжение с глаз , снижает психологическую утомляемость. Гимнастика для глаз: 1. Расслабиться, подвигать зрачками слева – направо и наоборот (повторить 3р). 2.

Медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот (зр). 3. Представить вращающийся обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки – сначала в одну сторону, затем в другую (3р). 4. Положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник.

Закрыть этим тр – ком глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открыты, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Работаем мы недолго по этой методике, но уже можем сказать, что у детей повысилась работоспособность, внимательность, активность. Отмечается устойчивый интерес к занятиям, самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.

Источник: https://infourok.ru/zritelnie-trenazheri-po-vf-bazarnomu-2213671.html

Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного

Упражнения для глаз по методике Базарного

Учебный процесс в современной школе организован не совсем рационально и он требует от учеников большой отдачи физической и психической энергии.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника.

Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Как же можно сберечь здоровье и зрение учеников?

              В.Ф.Базарный

https://www.youtube.com/watch?v=Hf6Dam1iqgM

Специалистами разработаны методики и рекомендации для борьбы со зрительным переутомлением и «школьными» болезнями. Причем некоторые из них не только дают профилактический эффект, но и помогают ученикам улучшить зрение, сберечь здоровье и даже повысить успеваемость в школе. Одна из таких методик разработана профессором В.Ф. Базарным.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения.

Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения.

То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Чтобы избежать проблем со зрением и сберечь здоровье детей, В.Ф. Базарный предложил проводить уроки так, чтобы максимально уменьшить утомляемость и напряженность учеников в процессе учёбы.

По методике Базарного школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Кстати, если у вас есть возможность, можете проверить, насколько повысится работоспособность, если использовать конторку вместо стола на рабочем месте (или дома).

С целью уменьшения зрительного напряжения на уроках, проводимых по методике Базарного, школьники получают зрительную информацию не только из книг, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах класса таблиц, ярких картинок, цветных схем и подвижных дидактических материалов.

Вот видео о том, как происходит учебный процесс в школе по методике Базарного:

Особую роль в профилактике зрительного утомления на уроках играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен классной комнаты:

Этот тренажер можно использовать не только в школе, но и дома или в офисе. Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, вы можете делать паузы (например, каждый час), чтобы поработать с тренажером В.Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления.

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры как на рисунке выше. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. Для упрощения восприятия каждая зрительная траектория имеет свой.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

1) только глазами при неподвижной голове и туловище;

2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

Если у вас нет возможности сделать себе зрительный тренажер, можете заниматься, используя эту онлайн-презентацию глазной гимнастики Базарного:

 

Зрительная гимнастика Тренажер Базарного В.Ф.

Подсказка: чтобы запустить презентацию, нажмите последовательно кнопки  и .

Если вы хотите работать с презентацией на своем компьютере без подключения к Интернет, скачайте по этой ссылке презентацию в формате PowerPoint.

Вы можете повысить эффективность профилактики близорукости по методу В.Ф. Базарного, если дополнительно воспользуетесь рекомендациями по уменьшению зрительного напряжения при работе за компьютером.

Берегите свои глаза и не доводите их до усталости!

P.S. Смотрите видео, поднимающее настроение:

Источник: http://zrenieostro.com/blog/other-methods/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-po-metodike-bazarnogo.html

ЛичныйВрач
Добавить комментарий